Ирина Каминская (frau_kam) wrote,
Ирина Каминская
frau_kam

Category:

Интеллигенция в России вчера и сегодня (реферат)

Мой дед уехал в Магадан в 1940 году. Поехал на год зарабатывать деньги в "Дальстрое" на добыче золота, а за ним в июне 1941-го отправилась и его семья: бабушка с двумя детьми - моей мамой 5 лет  и дядей 10 лет. Известие о начале войны застало их в поезде, вернуться в Москву семья смогла только в 1947 году.



Дед и бабушка в Магадане работали, с мамой оставалась няня, ссыльно-каторжная. Когда я спрашивала бабушку, как же ты могла оставлять ребёнка с уголовницей, она улыбалась: «Что ты, это ж были политические, приличные люди, лучшей няни для ребёнка и в Москве было не сыскать, всё больше деревенские в няни шли. А эта ленинградская, дама с образованием, не волнуйся, мы её хорошо кормили!» Поесть было для бабули главным делом, добрейшая была женщина.


Фото Магандана

Позже, когда дед умирал от рака уже в Москве, бабушка взяла сиделкой «фельшерку» Нину. «Худющая, чоботы драные, калош нет. Фронт прошла, одинокая, мы ей вместо семьи были, за дедом ходила, как за родным, да и маму твою обихаживала, книжки читала». Была у Нины комната в коммуналке, но с соседками не заладилось, сторонились её. «На семерых баб полтора мужика, - говорила бабушка, - Боялись. Нинка хоть и тощая, а глазастая».

После смерти деда бабушка продолжала крепко дружить с Ниной и даже умудрилась ненадолго выдать её замуж за инвалида Кольку, у которого был трофейный патефон. «И Кольке польза и Нинке повеселей», - оценивала бабушка своё сватовство. Брак был, правда, недолгим, Колька сильно кодеинил и под кайфом утонул в Яузе. Детей у Нины не было, бабушка считала, что сказалось форсирование Днестра в марте 1944-го. Своим ребёнком Нина считала воспитанницу - мою маму.

Когда я думаю, откуда у деда-шофёра и бабушки-продавца взялась такая моя мама, то всегда вспоминаю этих двух женщин: магаданскую няню-эсэрку, имя которой история не сохранила, и «фельшерку» Нину. Это ими пыталась прорасти в моей семье интеллигентская природа, больше просто неоткуда.

Если бы мамочка знала, что я пишу о ней сейчас, как о представителе славного племени русской интеллигенции, она бы очень удивилась. Но это мама научила меня читать, таскала по театрам, консерваториям и филармониям, экскурсиям и музеям. Только благодаря ей выучилась я в престижном вузе, получила любимую специальность, познакомилась с интереснейшими людьми.

Своей заслуги мама в этом не видит: ты сама училась, я при чём? Где бы я была, если бы не мама! В 76 лет она до сих пор помогает мне и видит бог, мне не угнаться за ней ни в каких делах, она всё успевает быстрее меня, понимает и умеет лучше меня. За всю жизнь я ни разу не слышала слова «дай», подарки мама воспринимает болезненно: ты потратилась, зачем, это так дорого!

В любом деле помощница моя, защитница и образец. Мне бы очень хотелось быть именно такой мамой, но … по сравнению с ней я всегда ощущаю, что своим детям «не додала», не хватило её целеустремлённости, внутреннего благородства, нравственной высоты, не позволяющей слова плохого о людях сказать, даже если они этого и заслуживают. Бывает, ляпну про кого-нибудь нелестное, мама сразу же находит оправдание. И стыдно сделается – что это я, в самом деле...

Мама всю жизнь проработала инженером в закрытом КБ, она рационализатор и изобретатель, вообще она большая умница и постоянно рационализирует всё вокруг – дом, дачу, даже папу пытается довести до совершенства.
Помню, как в глубокий застой, вернувшись домой, мама устало посетовала, мол, не хватило ей в магазине сыра. Отец вспылил: «Ты, что, при чём тут сыр, мы делаем ракеты!» Мама замолчала. В этом всё её отношение к политике – умалчивание, уклонение. Как будто этого нет. Папины коммунистические проповеди она выслушивает, благо недолгие, но сама никогда не поддерживает политических тем, брезгует.

Я написала о маме не только потому, что я её безумно люблю. Культуру в меня вкладывала мама, и если хоть что-то привилось на этой рабоче-крестьянской почве, это только её заслуга. Мама – первый и самый главный русский интеллигент в моей жизни.

Что же это за люди такие – русская интеллигенция? Почему болит душа, когда думаешь о судьбах интеллигенции в России? Исчерпала ли российская интеллигенция свою социальную роль и каковы ее перспективы? И наконец, рынок и интеллигенция, совместимы ли они? Рассуждения на эту тему - ниже в подобии реферата. Может, кому-то эти материалы пригодятся.

Термин «интеллигенция» был введен впервые в русскую культуру писателем П. Д. Боборыкиным в 1886г. Он определял интеллигенцию как лиц «высокой умственной и этической культуры», а не как «работников умственного труда». По его мнению, интеллигенция в России – это чисто русский морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся люди разных профессиональных групп, принадлежащие к разным политическим движениям, но имеющие общую духовно-нравственную основу. Именно с этим особым смыслом понятие «интеллигенция» вернулось затем на Запад, где стало восприниматься специфически русским (intelligentsia).

Н.А.Бердяев (на фото) определял «интеллигенцию» как духовную элиту, а не как социальный слой.


В современных развитых странах понятие «интеллигенция» употребляется довольно редко. На Западе более популярен термин «интеллектуалы» (intellectuals), которым обозначают людей, профессионально занимающихся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, на роль носителей «властителей дум».
По мнению А. И. Солженицына: интеллигент - это не только образованный человек, тем более не "образованец" (что-то вроде как "самозванец" или "оборванец"), Интеллигент – это не только представитель профессии, связанной с умственным трудом это и человек, обладающий умственной порядочностью.

«К интеллигенции принадлежат только люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам. Основной принцип интеллигентности -- интеллектуальная свобода,-- свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли», писал Д.С.Лихачёв.

Как некое духовное сообщество интеллигенция заявила о себе 14 декабря 1825 года. Декабристы выступили против своих сословных и профессиональных интересов. Они действовали по велению совести и явили собой образец духовно свободных людей.

Традиции декабристов примеряли на себя и революционеры. Главными признаками российского интеллигента предреволюционного времени были черты социального мессианства: озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность); стремление к социальной критике, (роль носителя общественной совести); способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности). Благодаря группе русских философов «серебряного века», авторов сборника Вехи (1909), интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти.

Начиная с 1920-х состав российской интеллигенции начинает резко изменяться. Ядром этой социальной группы стали молодые рабочие и крестьяне, получившие доступ к образованию. Новая власть сознательно проводила политику, облегчавшую получение образования выходцами «из трудящихся». Этическая составляющая в определении интеллигенции отошла на задний план, под «интеллигенцией» стали понимать всех «работников умственного труда» – социальную «прослойку».

В советский период произошли существенные изменения также и в отношениях между интеллигенцией и властью. Деятельность интеллигенции была взята под строгий контроль. Советских интеллигентов обязывали пропагандировать «единственно верную» коммунистическую идеологию (либо, как минимум, демонстрировать лояльность к ней).
Характерной чертой жизни многих советских интеллигентов стало отчуждение от политической жизни, стремление заниматься лишь узкопрофессиональной деятельностью.

Наравне с официально признанной интеллигенцией в СССР сохранялась очень немногочисленная группа интеллигентов, которые стремились отстаивать право на свою независимость и творческую свободу от правящего режима. Эту оппозиционную часть интеллигенции стремились уничтожить «как класс»: многие подвергались репрессиям под надуманным предлогам (Ахматова, Бродский) все инакомыслящие испытывали давление цензуры и ограничения на профессиональную деятельность. В 1960-е среди советских интеллигентов возникло диссидентское движение, остававшееся до конца 1980-х единственной в СССР организованной формой оппозиции.


25 августа 1968 года семь человек открыто протестовали на Красной площади против ввода советских танков в Чехословакию, за что были осуждены на разные сроки.
Хочу заметить, они никого не подстрекали, они вышли сами, вполне осознавая перспективы своего поступка. Об одном, наверное, самом ярком участнике тех событий, Вадиме Делоне (на фото), так писала Зинаида Шаховская:

«Его легко было знать, он был весь, как на ладони, открыт, чист, всегда верен себе. Жила в нем печаль и такое редкое сознание и своей, и общей вины за зло, разлитое по всему миру. В детской улыбке Вадима отражалась живая душа – вот отчего было так легко любить его».

Прошло много лет, но главные функции интеллигенции и на современном ландшафте, всё те же - создание, развитие и распространение культуры. Условно можно выделить три основные группы современной интеллигенции:

1) творцы культуры (литераторы, художники);
2) эксперты в разных областях (врачи, учителя, инженеры).
3) организаторы социально-экономической жизни (менеджеры);

Интеллигенцию в России и сегодня можно назвать особым социальным слоем людей интеллектуального труда, для которого характерен не столько даже единый образ жизни (сегодня социальная дифференциация в этом слое велика), сколько определенный уровень и характер убеждений, связанных с представлением о своей миссии в обществе.

Интеллигенция призвана служить эталоном нравственности. Но сегодня эта миссия явно входит в противоречие с рынком. Объективные обстоятельства подрывают экономический социальный статус интеллигенции, вынужденной уходить из среднего класса. Негативные социальные тенденции развития интеллигенции в России, к сожалению, нарастают.


Специалисты выделяют три таких тенденции:
1) деквалификация, затрагивающая различные слои интеллигенции:
2) социальная мобильность интеллигенции, в условиях безработицы специалисты вынуждены переходить из страты в страту, в поисках достойного вознаграждения за свой труд
3) расслоение интеллигенции на высшие эшелоны, «интеллектуалы», «мозг нации», «массовую интеллигенцию» большая часть которой живёт на и за чертой бедности

Массовая интеллигенция представлена, в основном женщинами, это врачи, учителя.
Обвальная бюрократизация сферы образования не стимулирует к интенсивной профессиональной деятельности, учитель становится всё в большей степени чиновником, функционером, организатором ЕГЭ. Хронические перенапряжения негативно сказываются на физическом и психологическом здоровье педагогов и в конечном итоге негативно влияет и на личную жизнь учителей.

Всё вышесказанное в равной степени касается и врачей. Даже в Москве участковый терапевт вынужден работать в совершенно нечеловеческих условиях, ни о каком лечении речи, порой, нет, успеть бы заполнить все бумажки и отчитаться за каждый рецепт на лекарства, которых нет. Врачи массово бегут из поликлиник, остаются самые стойкие, как правило, уже немолодые врачи.

Понятно, что в условиях тотального злоупотребления благородством педагогической и медицинской интеллигенции разговоры о реформах образования и медицины - пустая говорильня.

Отношение интеллигенции и власти, это всегда отношения сложные. Интеллигенции всегда была и есть теперь оппозиционна и критична. Но можно быть диссидентом Грибоедовым, «Горе от ума» которого было издано без купюр лишь спустя 33 года после его гибели, и Грибоедовым - послом Империи, защищавшим её интересы до последнего вздоха.

Быть в разумной оппозиции далеко не означает поддерживать брожение смуты, нагнетать противостояние людей. Настоящая русская интеллигенция всегда брала на себя ответственность за происходящее, а не перекладывала её на других, как это зачастую можно видеть сегодня.

В настоящее время часть интеллигенции «вошла во власть», слилась с государственным управлением. Остались ли эти люди русскими интеллигентами или продали первородство за чечевичную похлёбку? На этот вопрос человек мыслящий приговорён отвечать себе сам.

История показывает: интеллигенция в России - уникальный организм, способный выживать и продолжать себя во времени при самых драконовских условиях. Временный отход настоящей интеллигенции, этого «братства скитальцев», по Л.Анненскому, из общественной жизни, вполне объясним. Интеллигенция разочарована политическим курсом страны, люди потеряли чувство сопричастности происходящему и не видят воплощения своих идей в будущем.

Альтруизм и антипрагматизм русской интеллигенции глубоко комплементарен российскому менталитету. Носителями такого менталитета являются люди, для которых отдача несравнимо ценнее получения. Вот отчего несмотря ни на что современная российская интеллигенция стремится выполнять свою высокую миссию, которая и отделяет человека с высшим образованием от интеллигента. Людей, в психике которых отдача превалирует над получением, немного, они редко умирают в своей постели и редко доживают до преклонных лет. Такого человека легко любить и невозможно им не восхищаться. Таким человеком, вне всякого сомнения, был Вадим Делоне, который писал:
Пускай грехи мне
не простят -
К тому предлогов слишком много,
Но если я просил
у Бога,
То — за других,
не за себя.
Таким человеком, на мой взгляд, является доктор Леонид Михайлович Рошаль (на фото слева). «Когда я работаю, говорит Леонид Михайлович, я ничего не боюсь, я работаю». Поэтому он идёт договариваться с террористами, поэтому он без страха выступает против бесстыжих деляг от здравоохранения. Чувство страха за себя у него просто нет. Леонид Михайлович прекрасный в высшей степени реализованный человек «с полным верхом», настоящий вождь своей стаи и русский интеллигент.

Совершенно другой человек, но тоже врач, учёный с мировым именем и одновременно талантливейший руководитель, настоящий лидер в лучшем смысле слова, умеющий поставить на пользу делу самых разных людей от политиков до своих диссертантов – Александр Григорьевич Румянцев, главный педиатр Москвы и директор центра детской гематологии. С этим удивительным человеком я имела счастье общаться.

Александр Григорьевич (на фото справа) может одновременно делать тысячу дел: давать интервью, объяснять молодой маме по телефону, как кормить грудью, что-то писать и отдавать распоряжения подчинённым. Человек железной дисциплины, с раннего утра он уже на рабочем месте, кажется, что он работает круглосуточно и невозможно представить себе, сколько этот человек успевает сделать в единицу времени! Последнее детище Александра Григорьевича – Детский центр гематологии на Ленинском проспекте будто построен из конструктора «лего», это одна из лучших клиник подобного профиля в мире.

Говоря о центре гематологии, нельзя не сказать о фонде «Подари жизнь» и замечательном человеке, прекрасной женщине и талантливой актрисе Чулпан Хаматовой. О ней много писали в последнее время всякого, но только люди поверхностные и неумные смогли заподозрить в Чулпан неискренность и позу. Чулпан Хаматова и Дина Корзун – представители русской интеллигенции как она есть. Они несут культуру, добро и любовь людям, и будут делать это всегда, при любых, самых диких, условиях «страны глухих» или перестанут быть собой.

Славный список российских интеллигентов можно продолжать бесконечно и я буду рада, если вы сможете припомнить кого-то из ваших близких, родных, просто знакомых людей, не обязательно известных и знаменитых. Давайте создадим портретную галерею современной российской интеллигенции, хватит уже писать и думать о такой дурости как «коррумпированная интеллигенция», не бывает такого.

Обслуга политических игроков, всевозможные политконсультанты «с копытом», «образованцы», глумящиеся над страной, не имеют ничего общего с русскими интеллигентами, они не имеют ни малейшего представления о свободе, хотя во всю оперируют этим словом. Для них свобода – это получение определенных благ и, желательно, в неограниченном количестве. Убогие не понимают, что бесконечно потреблять невозможно, бесконечно можно только отдавать.

Они готовы всяко демонстрировать свою политическую ангажированность, даже не понимая, что это неприлично, падают «другой раз, уж нарочно». Такие люди «со следами интеллекта на лице» недавно освистали в Большом театре известного польского композитора, приняв его за фигуранта нашей политической жизни.

Потом они скажут "мы так верили", "такое было время". Эти люди сами исключают себя из числа российской интеллигенции, ибо задача интеллигента не верить, а знать, понимать и сохранять свою духовную самостоятельность, не участвуя во лжи.


В заключение своего реферата, приведу слова из последнего интервью Дмитрия Сергеевича Лихачёва 9 сентября 1999 года.
Он сказал:

«Мне хочется напомнить мысль, быть может, банальную, но для меня очень серьезную: небольшой шаг для человека - большой шаг для человечества. Исправить человечество нельзя - можно исправить только самого себя. Накормить ребенка, не сказать грубого слова, перевести через дорогу старика, утешить плачущего, не ответить на зло, дорожить своим призванием, суметь смотреть в глаза другому человеку. Все это гораздо проще для одного человека, но для всех сразу очень трудно. Вот почему всегда нужно начинать спрашивать с себя. Это ведь тоже признак культуры - жить, не слишком многое себе прощая. Мое любимое изречение - обязательно посади дерево - даже если завтра конец света».


Дмитрий Сергеевич Лихачев в тулупе, сохранившемся со дней его соловецкого заключения,
via
Tags: интеллигенция, люди, мама, психология
Subscribe
promo frau_kam june 2, 17:14 70
Buy for 50 tokens
Друзья, кто знает, откуда мог взяться такой сюжет? Кто автор? Как называется произведение? Прошу помощи. Очень нужно дружественному ребёнку для дипломной работы. Люди готовятся к прибытию пришельцев, очень сильно их ждут, но в намеченный срок никто не прилетает, только метеоритный дождь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 109 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →