Ирина Каминская (frau_kam) wrote,
Ирина Каминская
frau_kam

БРИЛЛИАНТОВЫЙ ФОНД КУЛЬТУРЫ ИЩЕТ НАСЛЕДНИКОВ

«Леня всегда считал, что ему «додано» в жизни больше, чем он заслуживал».
Нина Гребешкова о Гайдае (источник)
«Мы очень по-доброму относились друг к другу».
Светлана Светличная
Всем, чем бог наградил его, великий режиссёр Леонид Гайдай щедро делился со зрителями. Картины «золотого периода» Гайдая люди готовы смотреть вновь и вновь. Образы, созданные коллективным гением режиссёра, сценаристов и актёров давно вышли за границы кинематографа, став общекультурным достоянием, они воспроизводятся в разных жанрах, а цитаты из фильмов прочно вошли в язык устойчивыми выражениями.

1343_club-fish.ru_7
Известно, что «страшные лесные разбойники» в детском мультике «Бременские музыканты» списаны с гайдаевских Труса, Балбеса и Бывалого. Впервые эти маски появились в фильме «Пёс Барбос и необычайный кросс», чтобы начать триумфальное шествие по фильмам и эстрадным подмосткам страны. Эффект узнавания криминального трио использовался и другими режиссёрами, например, Э.Рязановым в фильме «Дайте жалобную книгу» и Е.Кареловым в «Семи стариках и одной девушке».

Фильм про пса Барбоса вырос из газетного фельетона, случайно попавшегося Леониду Гайдаю на глаза. Нелепые гонки друг за другом собаки с динамитом и горе-браконьеров не всем могли показаться смешными, но гений Гайдая возвёл «примитив» в совершенство. Классическая эксцентрика Чаплина и Китона приобрела чисто российские черты и стала знаковой. Трус, Балбес и Бывалый зажили своей жизнью. Нелепые потуги уморительной троицы подзаработать неправедным путём вызывали взрывы гомерического хохота многомиллионной зрительской аудитории.

trus_balbes_byvalyj-vi

Высмеять человека означает понизить его статус, а то и вовсе лишить места в коллективе, поставить вне общества.  Сатира Гайдая делала стяжательство смешным с точки зрения развитого и реализованного человека, а значит несовместимым с полноценной жизнью в обществе.

Высмеять проблему означает уничтожить её в психическом. В советской элитарной массовой культуре вор всегда был маргиналом: жалким, примитивным, смешным. И хотя проблема воровства в России слишком глобальна, чтобы можно было смехом искоренить её полностью, юмор Гайдая, доступный даже самому невзыскательному зрителю, немало способствовал  поддержанию в обществе такого практически забытого теперь явления как социальный стыд.

Вроде не бездельники и могли бы жить…
Много позже, грустным гимном нереализованного человека прозвучит песня Геши из «Бриллиантовой руки»: - Вроде не бездельники и могли бы жить…

brilliantovaja-ruka

Да, могли бы жить полноценной жизнью, а приходится выживать, крутиться, изворачиваться на «острове Невезения». Везло на хорошо сранжированном советском ландшафте только реализованным в отдачу инженерам-изобретателям, их же недоразвитые братья - спекулянты, браконьеры и контрабандисты - были обречены на невезенье. Смешные люди!

Однако, до «Бриллиантовой руки» ещё далеко, а пока Трус Балбес и Бывалый варят самогон («Самогонщики» 1962), инсценируют ограбление базы («Операция Ы» 1965), похищают невесту («Кавказская пленница» 1966). Им неизменно сопутствует провал, но как же смешно они садятся в лужу, убеждая массового советского зрителя в одном: жить надо честно, принося пользу обществу, а не себе самому. Иначе будут судить «по закону гор» - единственному понятному нашему менталитету суду высшей справедливости. В «Кавказской пленнице» впервые показан суд над шайкой – «самый гуманный суд в мире». Гайдай не без оснований боялся, что сцену суда вырежут, но всё закончилось благополучно.

Надо, Федя, надо!
В «Операции Ы» Трус Балбес и Бывалый вступают в поединок с интеллигентным студентом, трогательным очкариком Шуриком (А.Демьяненко), который легко побеждает и банду подтасовщиков, и тунеядца Федю (А.Смирнов). Ещё один знаковый герой Гайдая выходит в жизнь. На эту роль пробовались и молодые, и маститые актёры, но когда Леонид Гайдай увидел Александра Демьяненко, судьба студента Владика (по сценарию) была решена – он стал Шуриком. Роль потребовала жертв и от актёра, Демьяненко, рискуя облысеть, подставляет голову под пергидроль и становится блондином.



Удивительно трогательный образ молодого советского интеллигента создан Александром Демьяненко. Слабый и неловкий, на первый взгляд, он бесстрашно борется с пороками общества и неизменно выходит победителем. Сцена порки Феди сколь ни смешна, имеет, как мне кажется, скрытый смысл. После каждого удара тунеядец-Федя поминает маму. Не в том ли смысле, что недодала маманя Феде, не привила любви к труду? Теперь общество должно отдуваться, переучивать, на путь истинный наставлять в лице лучшей своей интеллигенции. Большие темы.

Это спортсменка, комсомолка, наконец, она просто красавица!

Н.Селезнёва и А.ДемьяненкоБольшие выразительные глаза под толстыми стёклами незабываемых очков (Демьяненко на самом деле был чудовищно близорук) приковывают внимание прекрасной девушки Лиды (Н.Селезнёвой), даже несмотря на тотальную поглощённость подготовкой к экзаменам. В своих фильмах Гайдай не случайно награждает Шурика самыми лучшими, самыми красивыми   девушками. Так режиссёр придаёт своему герою статус успешного мужчины.

Вспоминая то время, невозможно представить себе, чтобы красавица Нина (Н.Варлей), ночи не спала, думала, как бы соблазнить богатенького товарища Саахова – «ах, какого человека»! Девушек тогда привлекали «геологи-работяги, романтики, чудаки», ведь это они составляли суть времени и двигали его вперёд. Культура для масс, обучение и образование стояли на недосягаемой для нынешнего времени высоте. Вечерние школы рабочей молодёжи, дневная и вечерняя формы обучения в высших учебных заведениях – всё это было бесплатно и доступно каждому. Людей, пренебрегающих возможностью образования, было очень мало, так или иначе, учились все.

Они совершенно не говорят по-русски, но всё понимают

Ф.Мкртчан и В.Этуш

Вспоминая «Кавказскую пленницу», нельзя не затронуть одну наболевшую тему. Кавказский вопрос для России никогда не терял остроты, но только русской культуре советского образца удавалось удерживать национальные амбиции народов в рамках приличия. Высмеивая в фильме диковатые обычаи народов Кавказа, иронизируя над ушлыми торгашами, «путающими свою личную шерсть с государственной», Леонид Гайдай не вредит ничьему национальному самосознанию. Наоборот, Кавказ советского периода это, прежде всего, гостеприимство, щедрость, дружелюбие, особый юмор и мудрость. Создать такой образ народа можно было только за счёт высочайшего уровня культуры и её лучших образцов, среди которых почётное место занимает этот фильм.

В те годы пройти пешком с рюкзаками десятки километров по красивейшим местам Кавказа было обычным делом. Сейчас это кажется фантастикой, но обычные люди, безоружные студенты, действительно ходили по Кавказу походами, спали в палатках, а то и как Шурик, в спальном мешке под открытым небом. Они не боялись, что их зарежут. Наоборот, в каждом селе туристов встречали как добрых друзей, кормили, предлагали ночлег. Когда-то мы были вместе.

Любимая актриса Леонида Гайдая

Зиночка и Шурик

Дуэт Селезнёва-Демьяненко в «Операции Ы» был так хорош, что режиссёр снова возвращается к этой паре через 8 лет в новом фильме «Иван Васильевич меняет профессию». В снах Шурика его жена Зина роковая женщина, она бросает чудаковатого мужа и уходит к самодовольному и успешному режиссёру Якину (М.Пуговкин). Наяву же Зиночка внимательная и сострадательная жена, она переживает, что муж совершенно заработался, а театром занимается на общественных началах и ни о каком романе с режиссёром не помышляет.

Рассказывая о фильме «Операция Ы», народная артистка России Наталья Селезнёва вспоминает, что ей пришлось наглядно продемонстрировать своё прекрасное тело Гайдаю, когда тот, в шутку, конечно, усомнился в совершенстве фигуры 18-летней студентки ВГИКа. Наташа не поленилась тут же уточнить сумму своего гонорара. Семь рублей за съёмочный день её устроили, стипендия была 28 рублей в месяц, а за всё время съёмок студентка Наташа Селезнёва «обогатилась» на фантастическую по тем временам сумму 450 рублей.

2 февраля в передаче у Андрея Малахова Наталья Игоревна вновь вспоминала историю своего успешного оголения, а вся страна поразилась, насколько же хорошо она выглядит для своих лет, какая это милая, интеллигентная женщина с лучистыми глазами и очаровательной улыбкой.

Я получил эту роль, мне выпал счастливый билет
Недавняя передача Андрея Малахова была посвящена, пожалуй, самому блистательному фильму Леонида Гайдая – «Бриллиантовой руке». Как и в случае с «Псом Барбосом», толчком к написанию сценария фильма послужила маленькая заметка в газете о контрабандисте, пытавшемся в гипсе перевезти через границу бриллианты. Главная роль писалась специально для Юрия Никулина.

Увы, исполнителей главных ролей Юрия Никулина, Анатолия Папанова, Андрея Миронова уже нет с нами. В студию пришли люди, сыгравшие в этом фильме хотя бы небольшой эпизод. Кто-то из собравшихся, как Леонид Каневский, продолжил успешно сниматься в кино, для кого-то, как для Виктории Островской, эта роль стала единственной, но звёздной. Независимо от дальнейшей кинематографической судьбы, все вспоминали съемки у Гайдая с невероятной теплотой и благодарностью, говорили, что это был счастливый билет, невероятное везение.

Виктория Островская

Ай-лю-лю потом!
Викторию Островскую остановили на улице: «Девушка, вы случайно не актриса?» – «Случайно да!» До переезда в Москву она действительно играла в провинциальных театрах. Столица на тот момент предложила Вике работу на автобазе, да и оттуда она вскоре вылетела с формулировкой «за грубость». Яркая и броская Вика, совершенно такая же, как в фильме, просто не могла остаться незамеченной. Гайдай взял её без проб, с первого взгляда.

Невероятно живой, уморительно смешной образ стамбульской проститутки, созданный Викторией Островской, открывает галерею представительниц древнейшей профессии в отечественном кинематографе. Сама Вика иронично называет себя «бабушкой советской проституции». О ней я уже писала, так как имею счастье дружить с этой прекрасной женщиной.

К сожалению, не смогла участвовать в последней передаче Андрея Малахова блистательная Светлана Светличная. Черноморская путана Анна Сергеевна в её исполнении так и осталась непревзойдённым эталоном красоты и сексуальности для нескольких поколений зрителей. Попытки копировать Светлану всегда провальны. Такую попытку, дабы отвадить возможных соискателей и просто для смеха, предпринял сам Гайдай в эпизоде кошмара Горбункова, где в халатике Анны Сергеевны танцует управдом Варвара Плющ (Н.Мордюкова).

Анна Сергевна и Семён СемёновичНе виноватая я, он сам пришёл!
То, чего нет в природе человека, что не заложено в матрицу психического, перенять не удастся. Никакая одежда, никакие духи не заставят тело отдавать нужные феромоны. Но даже и имея в своём психическом свойства "подруги вождя", нужно невероятно развиться, чтобы сравняться в свойствах с такими женщинами как Светлана Светличная, Виктория Островская, Наталья Селезнёва.

Светлана Светличная так оценивает свой самый сомнительный для советской партийной критики эпизод: «Важно было не переступить грань, ещё чуть-чуть и было бы пошло». Леонид Гайдай был уверен, что Светличная, снимавшаяся до этого у лучших режиссёров, на территорию пошлости никогда на заступит, и он не ошибся. И сейчас Светлана не только эталон стиля, но и образец высочайшей внутренней культуры, общаться с ней истинное наслаждение.

Леди, сеньора, фрау, мисс, к сожалению, ничего не выйдет!
Козодоев - А.МироновОбраз прохиндея Геши Козодоева блистательно сыграл Андрей Миронов. По многочисленным опросам, это самая любимая зрителями роль Андрея, что его, человека разносторонне одарённого, несколько расстраивало. Геша манекенщик, фарцовщик, контрабандист, и только гений Миронова смог сделать из этого мельтешащего воришки столь обаятельного прохвоста.

В «Бриллиантовой руке» Миронов дебютировал как певец. На съемках в Андрея были влюблены все, но самые страстные чувства он внушил Нонне Мордюковой , женщине, у которой, по словам Нины Гребешковой, «сдерживающих центров просто не было». Мордюкова испытывала к Миронову настоящую нежность, что казалось странным в этой грубоватой на вид и часто безапелляционной женщине.  Незабываемый образ, созданный Нонной Викторовной в «Бриллиантовой руке», во многом соответствует душевному устройству самой актрисы.

Тлетворное влияние Запада, эти игрушки идиотские!
Образ управдома Варвары Сергеевны Плющ вызывал у критиков от идеологии не меньше нареканий, чем соблазняющие сцены. «Никакой это не управдом, а секретарь райкома по идеологии», - шептались в кулуарах. Тем не менее, способность Гайдая находить общий язык с функционерами, а может быть, и не испарившаяся ещё хрущёвская «оттепель», сделали своё дело: фильм минимально пострадал от цензорского ножа. Каждая фраза, произнесённая Мордюковой в фильме, моментально уходила в народ и становилась крылатой.

Горбунков беседует с управдомомРежиссёрское чутьё Гайдая, подбор актёров по равенству свойств выдвинули его фильмы на совершенно особое место в отечественном и мировом кинематографе. Казалось бы, шутовские роли! Но в том-то и дело, что сыграть глубоко, донести большие смыслы до каждого зрителя может только гениальный актёр, а не шут-каннибал доисторической эпохи.

Талант Миронова, Папанова, Никулина, Вицына и Моргунова делали их игру по-настоящему объёмной, а смыслы, доносимые до зрителей, понятными всем, независимо от уровня развитости и образования. Шутовство без пошлости, клоунада как высокое искусство, к великому сожалению, практически отсутствует сейчас на нашем экране.

А.Миронов и А.ПапановС момента выхода картины на экран, «Бриллиантовую руку» посмотрели 77 миллионов зрителей, по опросам, это лучшая комедия за сто лет истории кинематографа. Искромётный юмор, любовь к зрителю, гениальная игра актёров делают этот фильм настоящим шедевром элитарной массовой культуры. Стилизации, попытки тиражировать отработанные типажи ни к чему не приводят, не смешно, пошло.

Гайдаевский уровень массовой культуры утрачен. Должно возникнуть что-то новое, иначе первобытная докультурная неприязнь и взаимная ненависть разорвут нас на части. Иного сдерживающего фактора, кроме культуры,  иного ограничителя неприязни и необходимого условия выживания человеков на ландшафте коллективное психическое пока не выработало, до всеобщего объединения в духовном нам ещё далеко.

К счастью, предшествующее культурное поколение оставило для нас неисчерпаемый запас доброты – гениальные комедии Леонида Гайдая. Отстраивая свои внутренние состояния по камертону «Кавказской пленницы», «Операции Ы» или «Бриллиантовой руки», можно выравнивать свою биохимию в сторону Добра. Понимая ближнего как себя, мы перестаём ненавидеть. Становится легче жить.

Tags: кино, психология
Subscribe
promo frau_kam june 2, 17:14 70
Buy for 50 tokens
Друзья, кто знает, откуда мог взяться такой сюжет? Кто автор? Как называется произведение? Прошу помощи. Очень нужно дружественному ребёнку для дипломной работы. Люди готовятся к прибытию пришельцев, очень сильно их ждут, но в намеченный срок никто не прилетает, только метеоритный дождь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 82 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →