Ирина Каминская (frau_kam) wrote,
Ирина Каминская
frau_kam

В детском театре, в корчаковском государстве...



Сегодня  в Театре на Набережной давали "Откуда у...?" - интерактивный и весёлый спектакль-приключение по произведениям Р.Киплинга. В рискованное путешествие по волнам воображения  вновь отправились бесстрашные юнги и  их "грозный" Кэп Том - создатель Театра, замечательный актёр, режиссёр и педагог Фёдор Сухов.


Театру 35 лет. Некоторые из юнг вернулись сюда педагогами. Все, кто когда-либо имел касательство к этому удивительному явлению, сохранили в душе потребность дарения. Так понимают здесь одарённость. Не печать гения на челе, а вовлечённость в процесс дарения. Раз ощутив наслаждение от отдачи, невозможно спутать это с чем-то другим: заработком, лидерством, карьерой...

Ты можешь иметь очень много даров, но если ты их никому не даришь, то ты — бездарность в полном смысле. Я очень много одарённых бездарей видел. Они одарены, им много дано, но они не вовлечены в большой процесс дарения, не испытывают никакой потребности творческого диалога с окружающим миром. (Ф.С.)


Когда земной шар был ещё новенький, корова, собака и лошадь согласились служить человеку. А верблюд не захотел. Лень ему было трудиться....

Игра уводит в конкуренцию, и значит, мне нужно направить детей к сотворчеству. А лучший мотив, чтобы они вместе что-то создавали, — дарить это кому-то третьему, зрителю. Хочешь перестать думать о себе — начинай заботиться о других.

Моя задача — чтобы каждый ребёнок воспринимал связи так: «Я заинтересован в развитии моего партнера, потому что мы развиваемся вместе в этой связке. Мы с тобой конкурентны в той степени, в какой мы хотим сохранить наше целое. (Ф.С.)


Неприятности уже постигли Кэпа, но он ещё этого не знает ...

Постановочный театр - это когда режиссёр авторитарно руководит творческим процессом. Дескать, мне приснился спектакль, я вижу всё в деталях и требую от всех реализации моего видения. Но если во взрослом театре, как в государстве, такая жёсткая схема работает, то в детском, корчаковском государстве, — она не работает... Потому что дети не подписывали с тобой, взрослым, договор, у них нет мотивации, потребности и хитрости подчиняться. Заставляя их подчиняться, ты их готовишь в рабы прямо с первых дней. А родители в стороне тебе же аплодируют. (Ф.С.)



Слонёнок надоедает своим примитивным родственникам вопросами о смысле жизни. Он получит ответ. А они так и останутся дураками.

Вдохновение актёра — это определённый способ бытия, когда у тебя есть, с одной стороны, свобода, с другой стороны, осознанность... Ты импровизационно свеж и восприимчив, как ребенок, четок, внятен, как взрослый, и мудр, гармоничен, целостен, как старик. Вдохновение — это состояние, когда в тебе сразу все возрасты, включая твою смерть. (Ф.С.)



Спектакль плавно переходит в Театральные Игры или ТИгры. Незнакомых друг с другом детей разделят на команды по случайному принципу и начнётся действо. Какое? Этого никто не знает. А пока - разминка в энергичном стиле.

Я понял, что постановочный театр в отношении детей - это дорога в никуда. Нельзя их делать заложниками твоих фантазий, потому что сегодня тебе снятся здоровые сны, а завтра может прийти нечто иное. И поэтому я занялся театром игровым, когда незнакомые дети собираются вместе и за час создают спектакль в присутствии зрителей и тут же его дарят. (Ф.С.)


Сколько всего можно нафантазировать с одной лишь верёвкой!


Перетягивание воображаемого каната. До этого канат был реальным, теперь задача усложняется. Зрители голосуют за команды. Как тут голосовать?

Централизованная образовательная система говорит ребёнку, что он видит, не спрашивая его согласия. И поэтому ребенок — нормальный, жизнеспособный — расслаивает свою жизнь. Он даёт взрослым, что они просят, а реальную жизнь живёт и воспринимает как хочет. Сперва у него три маски: для дома, для друзей, для учителей. Потом четыре, пять, он теряет свой центр окончательно. Система поддерживает и провоцирует это лицемерие. Поэтому у меня другой взгляд в педагогике. Это многоинтерпретационный взгляд на жизнь: каждый имеет право видеть мир по-своему. (Ф.С.)



"Игровой театр имеет несколько особенностей. Первая из них — ты, педагог, находишься в том же пространстве риска, что и дети. Они рискуют, импровизируя, ты рискуешь хотя бы тем, что не знаешь точного сценария развития своего мастер-класса. Ты в той же зоне риска. И на своем рубеже рискуешь не меньше, чем они на своём". (Ф.С.)



По Янушу Корчаку, главное, что педагог может дать детям - это жажда лучшей жизни по правде и справедливости, которой нет, но которая когда-нибудь будет. В Центре Детского Творчества "Театр на Набережной" следуют этому принципу.



Культ отдельно взятого героя – странный культ  в нашем обществе. Сейчас в кино культивируют проблему – где найти героя, кто такой современный  герой. А наш подход другой – взаимосвязь людей, как экосистема, каждый с каждым связан. Россия может предложить уникальные, энергичные, мощные коллективы, которые обладают потенциалом создания новых идей. Наши педагоги открыты для общения и щедро делятся им. Мы щедры и бескорыстны - в этом и наша слабость, и наша сила. (Ф.С.)

Цитаты из интервью.
Tags: Мастер, театр
Subscribe
promo frau_kam june 2, 17:14 70
Buy for 50 tokens
Друзья, кто знает, откуда мог взяться такой сюжет? Кто автор? Как называется произведение? Прошу помощи. Очень нужно дружественному ребёнку для дипломной работы. Люди готовятся к прибытию пришельцев, очень сильно их ждут, но в намеченный срок никто не прилетает, только метеоритный дождь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments