Ирина Каминская (frau_kam) wrote,
Ирина Каминская
frau_kam

Categories:

Павловский Посад за выходные: размещение и Музей Платка


Из Москвы в Павловский Посад можно ехать на широко известной во всё более узких кругах электричке "Москва-Петушки", а можно и на экспрессе "Крутое", как мы с valkam.

Товарищ вылез откуда-то из-под платформы и мухой вполз по морде нашего поезда. На Курском вокзале таких "насекомых" полно. У некоторых с виду приличных граждан имеются с собой нитяные перчатки для лучшего сцепления с выступающими частями окружающей среды. Достигнув цели, "жучок" аккрутно свораивает перчатки и прячет их в карман, ненадолго превращаясь в добропорядочного гражданина.

На экспрессе до Павловского Посада ехать час. Чудом не проехав мимо, оказываемся на платформе.


Указателей нет, идём туда, где покрасивее, а надо бы в другую сторону. Впрочем, от вокзала по городу бьёт 100 руб. За город и подождать 150. Нормально.


На букинге мы забронировали место в Гостевом домике. Он слева.


Сторож Чапа добросовестно облаивает гостей.


В домике нас встречает заяц-рыболов. Зачем зайцу рыба, трудно сказать, но потрошить кота было бы, наверное, слишком...экзотично.
Заяц стоИт на кедровой бочке для парилки, намекая, что есть здесь и баня. Мы не парились.


Покровительствует дому Ксения Петербургская.


Поднимаемся на второй этаж в номер.


Все подоконники уставлены рассадой.


В номере уютно. Из забавного: две кровати разделены тумбочкой-холодильником. Можно выглянуть из-за холодильника и сказать друг другу "привет".


Вполне нормальное место для одно- двукратного ночлега, телек есть, удобства в номере.

Телек посмотрела! Переключая с канала на канал, увидела подряд пять эпизодов употребления спиртного, из них один насильственный (женщина наливала девушке стакан водки "пей!", а та "не хочу"). По ста каналам идут стопицотые серии сериалов, Гогольвий, а также фильм про певца Магомаева, где некая "гражданская жена" вещает, каким он парнем брррр...

О чём бишь я... А!  О Музее.


Начали мы нашу культурную программу с Музея истории русского платка и шали. Здесь собраны не только знаменитые павловопосадские, но и  другие русские платки, а также  аксессуары русского женского костюма. Послушали чудесную экскурсию, многое узнали впервые. На фото платок "Солнышко".


Оказывается, слово "шаль" персидского происхождения и пришло к нам из Индии, как и сами шали - тончайшие шерстяные ткани, где рисунок выплетен разноцветными нитями, как ковёр. В Европе шали появились благодаря Наполеону, который из египетского похода привёз своей Жизефине сказочную индийскую шаль из тончайшего кашемира. И не одну.

Стоила шаль, как на витрине, 20 000 рублей (корова, к примеру, 30 руб), создавалась несколько лет. Позволить себе подобное могли только миллионеры.
В России же, где на балах дамы, сверкая обнажёнными плечами, нередко простужались и гибли от чахотки, шали были не просто украшенем, но и залогом здоровья. Одна беда - цена. Потому и начали у нас потихоньку развивать своё производство. Сначала плели шали, как в Индии, но вскоре перешли к набивному рисунку. Так платки и шали стали доступны если не всем, то многим.


Набивали рисунок с помощью специальных досок - "манЕр" и "цвЕток". Манерой наносился контур рисунка, цвЕтками добавляли цвет. Набойные доски тяжёлые, для набивки рисунка одного платка требовалось до 30 цветов, так что работа эта исключительно мужская, как тогда, так и теперь, хотя доски заменены современными станками.


Внизу "цвЕтка".

IMG_20190407_203043.jpg
"Манера" - доска с металлическим литым рисунком, который создаётся по эскизу художника. Работа набойщика требует не только силы, но и филигранной точности.

IMG_20190406_141753.jpg
Красный "барановский" платок.
В конце XIX - начале ХХ века особой популярностью стали пользоваться платки красного цвета с набивным рисунком —  «хранцузские».  Для окрашивания ткани в красный цвет использовался французский крапп — натуральный краситель на основе растения марены. В 1812 году Императорское вольное экономическое общество назначило денежную награду и золотую медаль тому, кто сможет выращивать марену лучше дикой астраханской. Сделать это смог Иван Федорович Баранов, он арендовал плантации недалеко от Дербента, где стал выращивать свою марену и к тому же придумал новый способ закрепления краски в отваре из отрубей.


Жаккардовые платки будто вышиты шёлком, на самом деле, это специальное жаккардовое плетение, выполненное на станке, в котором ещё в начале 19 в. использовались перфокарты.


Перфокарты для жаккардового плетения.


Поясные женские украшения русского костюма призваны отгонять нечистую силу.


Душегрея. Греет не душу, а грудь! Чтобы не "прикинулась грудница". По-нашему, чтобы не случился у кормящей мамы мастит, а девушкам для профилактики.


Косынка-головка, ручное золотое шитьё, Нижний Новгород.
Техника "прикреп по карте": Золотой ниткой вышивали по картону, чтобы было выпукло. Носили так, чтобы дорогая вышивка была видна, сзади косынка крепилась тесёмками.


Кокошник золотого шитья. Такие вещи носили только в праздники, а в будни держали в сундуке, чтобы потом передать дочерям и внучкам. Ходить без головного убора (простоволосой) было нельзя. Нечистая сила только и искала, как забраться в человека. Особенно привлекали её женские волосы и всякие дыры в одежде. Отсюда плотно прилегающие манжеты, сужающиеся рукава, закрытые вОроты.


Пояс - одно из основных средств от нечистой силы. Пояса украшены магическими знаками против злокозненных духов. Коловрат, монеты, колокольчики, кисти препятствовали проникновению зла в человеков.


Праздничная одежда Русского Севера сшита из парчи с золотной бахромой.
Шугай зимний и юбка. Начало и середина XIXв.
Кофточка "шугай" короткая, сзади приталенная, рукав очень длинный, длинее, чем рука, чтобы подтянув манжет на запястье, можно было получить красивую гофрировку рукава, а заодно и сберечь рукав от вытирания на локте. Одежда ведь передавалась по наследству.



Платки товарищества Прохоровской Трёхгорной мануфактуры. Ручная набойка, конец 19 в.


Платки, отправляющиеся на международные выставки, имели специальные клейма, как этот: Мануфактура Мартина Куликова, г. Москва.
Возвращались в Россию такие платки крайне редко, так как хорошо раскупались.


Платок "Тысячелетие России" был выпущен в 1862 году, когда Россия праздновала свое тысячелетие, и в Великом Новгороде в Кремле был установлен памятник, изображенный на платке.


Памятный платок "Боже, царя храни" , Мануфактура бр.Медведевых (Московская губ. Подольский уезд, с. Ванюково,1883 г).
Платок посвящён коронации Александра III. Монограммы  Александра и его жены Марии Фёдоровны (AM) изображены в центре платка. По углам - дата события - 15 мая 1883 года. Платок напоминает аналогичные английские платки.


Этот платок выпущен по случаю коронации последнего российского императора.
Как известно, в честь коронации на Ходынском поле были устроены народные гуляния, где обещали бесплатно раздавать угощение и подарки. Народу пришло больше, чем рассчитывали. По толпе прошёл слух, что подарков всем не хватит, задние стали напирать на передних, возникла давка, погибли 1389 человек, покалечились более 900.
За что давились? Кроме пива и мёда, раздавали "царские гостинцы" - эмалированную кружку, филипповскую сайку, полфунта колбасы, сладости (орешки, изюм, чернослив, карамель). Всё, кроме сайки, заворачивали в такой платочек.


Платок "Подвиг Ивана Сусанина" отпечатан на Даниловской мануфактуре в Москве в 1913 году и посвящен 300-летию правления дома Романовых.
В центре изображён трагический момент убийства Ивана Сусанина польско-литовскими захватчиками. По углам платка портрет первого Романова (Михаила Фёдоровича), Ипатьевский монастырь, дом бояр Романовых, памятник в честь Ивана Сусанина.


Платок "Устав караульной службы".
Это платок-инструкция. Многие солдаты были неграмотные, а нужно было им объяснить, как соблюдать устав, как разобрать-собрать винтовку Бердана. Для этого на платке есть картинки. Ткань - более долговечный материал, чем бумага, в солдатском вещмешке он хорошо сохранялся. Кроме того, платок можно было использовать как полотенце или перевязочное средство.


Платок "ХХ лет Великой Пролетарской социалистической революции".

В музее много ещё интересных вещей, мы всё рассмотрели и пошли в магазин за платком мне, что и было целью поездки. Одной их целей.


В магазине разбегаются глаза, хочется купить всё. Особенно пёрло меня от сиреневой гаммы. Но...


...муж выбрал мне платок с узором "Испанский" художника Виктора Зубрицкого.
Оказалось, что это Главный художник Павловопосадской платочной мануфактуры, Заслуженный художник РФ, Лауреат Государственной премии имени И. Е. Репина, лауреат Государственной премии России. Во как!


На странице Виктора Зубрицкого есть красивая девушка в этом платке, а тут уж довольная я.
Tags: 5х6вия, Павловский Посад, выставка, музей Платка, прогулка, чудесное, я
Subscribe
promo frau_kam june 2, 17:14 70
Buy for 50 tokens
Друзья, кто знает, откуда мог взяться такой сюжет? Кто автор? Как называется произведение? Прошу помощи. Очень нужно дружественному ребёнку для дипломной работы. Люди готовятся к прибытию пришельцев, очень сильно их ждут, но в намеченный срок никто не прилетает, только метеоритный дождь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments