Ирина Каминская (frau_kam) wrote,
Ирина Каминская
frau_kam

Category:

Еврейская Москва: от Зарядья до Чистых прудов



В прошедшее воскресенье мы пережили экскурсию «Еврейская Москва». Не то, чтобы совсем были не в теме, но узнали много нового.

Оказалось, в Москве был еврейский район, и не где-то в Марьиной Роще, а в самом  Зарядье – втором  по древности (после Кремля) районе Москвы. Сейчас на этом месте ландшафтный парк, а раньше был сначала довольно престижный, а после пожара 1812 года, когда всё выгорело – ремесленный и торговый район. Дома здесь строили с целью сдачи в аренду. В верхних этажах жили, нижние использовались под лавки и склады.



В Зарядье находилось Глебовское подворье — единственное место в Москве, где дозволялось останавливаться еврейским купцам.
Долгое время Москва была запретным для евреев городом. Лишь в 1826 году московский генерал-губернатор разрешил еврейским купцам  приезжать в Москву на ограниченный срок. Купцам 1-й и 2-й гильдий разрешалось проживать в Москве в течение двух месяцев, купцам 3-й гильдии — только месяц.

В двухэтажный дом статского советника Глебова, ослепшего в конце жизни и завещавшего своё подворье городу при условии, что все доходы пойдут на содержание глазной больницы, и свозили приезжих еврейских купцов. Товары хранить можно было только на территории подворья. Запрещено было показываться в национальной одежде. Несмотря на ограниченные права, евреи в Москву ехали. Ревностно придерживались кошерной пищи, привозили из родных мест резников, прислугу, невест для отстуживших в армии солдат. В Зарядье действовала еврейская молельня, называлась она Аракчеевской.




Сейчас вместо всей этой плотной застройки - простор Васильевского спуска.

После либеральных реформ Александра II в Москве начинает формироваться еврейская община. Кто же получал право жить в Москве? Прежде всего, отслужившие в армии, затем студенты, ремесленники и купцы 1-й гильдии. Были и люди, которые просто приезжали и поселялись. Народу было много, требовалась синагога.



В 1870 г. купец 1-й гильдии, миллионщик, а в переводе на нынешние деньги, пожалуй,  и миллиардер, банкир и благотворитель Лазарь Соломонович Поляков купил для этой цели участок земли на Воздвиженке.  Синагогу заложили, даже два раза исполнили "Боже, царя храни!", но дело застопорилось. Духовные власти воспротивились вторжению в их вотчину. Тогда Поляков купил другой участок - в Спасоглинищевском переулке, оно и к Зарядью ближе, 5 минут пешком, в шабат удобно ходить. Пока синагога строилась, богослужения велись в находящемся неподалёку доме Рыженкова. Поляков арендовал у домовладельца  Рыженкова дом под молельню.

Здесь у раввина Шломо Минора стал брать уроки древне-еврейского языка Л.Н.Толстой: «Я очень пристально занимался еврейским и выучил его почти, читаю уж и понимаю. Учит меня раввин здешний Минор, очень хороший и умный человек». Ш. Минор, с благоговением относившийся к писателю, тоже оставил записи об их встречах и беседах: «В своем бурном стремлении к истине он почти за каждым уроком расспрашивал меня о моральных воззрениях Талмуда и толковании талмудистами библейских легенд». Регулярные занятия перешли в дружеские отношения.

Первая смета на строительство синагоги составляла 18 тысяч рублей. Очень большие деньги. Строить решено было по образцу одной из венских синагог. Купольную базилику. С галереей для женщин и ковчегом (шкафом для Торы) в виде входа во временный, переносной храм, как символ того, что путь не закончен.



Вход в ковчег загораживает хупа - балдахин для церемонии бракосочетания. Пока нет службы, женщины могут находиться внизу. Вообще, это место мужчин. Женщины сидят выше, на галерее.





Купол на синагоге был не всегда. Сначала его воздвигли (купольная базилика всё-таки, архитектор С.Эйбушиц), но сразу же и разобрали. Жаловался прокурор синода Победоносцев. Мол, оскорбляет чувства православных купол этот. Потом и саму синагогу закрыли, сделали там училище- приют. Только после революции 1905 года стали вновь отстраивать и обустраивать синагогу. Пригласили для внутренней отделки Р.И.Клейна.



Канонических требований к синагоге немного. Это не храм, а молельный дом, который может быть при желании устроен где угодно. Были бы окна, чтобы видеть небо. В центре אֲרוֹן הַקֹּדֶש арон а-кодеш — Ковчег Святыни — специальное хранилище для свитков Торы. В Первом Храме здесь хранились скрижали с десятью заповедями. Изображение их видно сверху на золотом фоне. Все 10 заповедей записаны на небольшом пространстве. Вот что значит корневой язык, консонантное письмо (без гласных). В память о меноре Первого Храма горит семисвечник. Изображения людей и животных запрещены в иудаизме. В украшениях поэтому используются только растительные и геометрические элементы. На золотом фоне изображены ливанские кедры, обвитые виноградной лозой: древо жизни и древо познания.



У входа.  Слово "хоральная" означает лишь, что служба здесь сопровождается хором. Синагога в Спасоглинищевском переулке не главная. Она просто самая старая. Здесь 4 молитвенных зала (отдельный, например, для горских евреев, хотя они вполне могут молиться и  в общем зале, но так уж устроено), галерея для женщин, магазинчик, где продают мацу и всякое такое, туалеты даже есть. Одним словом, не храм. В советское время синагога работала, здесь каждый мог купить мацу на Песах. Особой доблестью было прийти за мацой, не будучи евреем. Здесь было всегда весело на еврейские праздники, здесь знакомились, сватались, пели и беседовали. Мужчины должны быть в синагоге с покрытой головой. Женщины как угодно. Женщина в иудаизме считается ближе к Б-гу. Ей не требуется особых условий для обращений к Нему.



Одним из самых известных купцов Москвы был коммерции советник и чаеторговец Давид Вульфович Высоцкий. Чай Высоцкого пила вся Россия, а теперь пьёт и весь Израиль. Эмблема чая Высоцкого была серебряный кораблик, ведь чай доставляли в Россию морем.




Дом Высоцких в Огородной Слободе на Чистых Прудах - роскошный особняк в стиле эклектики, стилизован под французский замок с башенкой. Архитектор Р.И.Клейн, 1900 г. Чаеторговцы Высоцкие дружили с семьей художника Леонида Пастернака, который давал дочерям  Высоцкого уроки рисования, в то время, как сын художника - Борис Пастернак - подтягивал их в точных науках. В красавицу Иду Высоцкую юный поэт был безответно влюблён. Семья Высоцких счастливо избежала репрессий, встретив революцию за границей. Репрессирован был лишь сын Д.Высоцкого - член ЦК партии эсэров, редактор журнала "Земля и Воля".

Продолжение следует.
Источник
Tags: #архитектураповторникам, Город, Зарядье, Спасоглинищевский пер., прогулка, синагога
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →