Имя нежное Суок кукла наследника Тутти приобрела позднее, когда Юрий Олеша познакомился с симпатичными сестрами Лидией, Ольгой и Серафимой Суок. В младшую, 16-летнюю Симу, Юрий безоглядно влюбился, и она на долгие годы стала его непостоянным и ветреным «Дружочком». Сима не была классической красавицей, но живость, природное обаяние, грация и любовь ко всему сущему лучились в этой милой девушке.
Увы, Олеша был не одинок в своём восхищении. Серафима Суок привлекала многих в тогдашнем окружении писателя. Время было голодное, военно-революционное, а молодые одесситы Олеша, Багрицкий, Катаев - людьми предприимчивыми и не чуждыми афронта. Кому первому пришло в голову развести богатого нэпмана «Мака» на выпить и закусить история умалчивает. Но дело выгорело: очарованный Симой, Мак накрыл поляну для всей честной компании. Пока друзья закусывали и соревновались в остроумии, Мак и Сима таки успели стать мужем и женой по законам стремительного революционного времени.
Что делать? Благосостояние Мака не могло не произвести впечатления на Симу. За неимением каменьев уретрального вождя, подошли продуктовые карточки. Сражённый вероломством подруги, Олеша буквально потерял дар речи! Сколько еще было впереди этих побегов и возвращений! В тот самый первый раз подругу привёл назад Валентин Катаев. Новоявленный муж, убоявшись его грозного вида, Симу отпустил.
Сима ушла с трофеями: успела прихватить с собой продуктовые карточки и одежду. Юрий Олеша и Серафима Суок снова были вместе. Однако вскоре Сима уехала в Москву, но отнюдь не с боготворящим её Юрием, а совсем наоборот, с демоническим анархистом-акмеистом и даже, поговаривают, прототипом самого булгаковского Воланда поэтом Владимиром Нарбутом.
Вскоре за ними в Москву возвращать беглянку приехал и Олеша. Преследование принесло плоды, Серафима вернулась, не выдержав настойчивости Юрия. Однако не сдался демонический Нарбут. Явившись как-то без предупреждения в весёлую кампанию, он заявил, что застрелится, если Сима немедленно не покинет Юрия и не вернётся к нему. Нарбут умел быть убедительным, больше к Олеше «Дружочек» не вернулась. Вскоре Юрий Карлович женился на сестре Симы – Ольге Густавовне Суок, с которой прожил долгие годы брака.
Светлый образ Симы Суок навсегда остался в воображении Писателя, ведь именно с неё лепил он свою знаменитую куклу наследника Тутти.
В отличие от нас, простых смертных, природа даёт возможность Художнику создать себе оттиск идеальной любимой, недостижимый в реальности. Подсознание художника выносит нехватку наружу в виде яркого зрительного и/или звукового образа – куклы, героини романа, картины, мелодии. Этими оттисками-образами наслаждаемся мы, заполняя пустоты своих нехваток.
Владимир Нарбут
Иногда любовь несёт на себе слишком сильный отпечаток страха. Так рождаются жутковатые образы: кукла-женщина из «Серого автомобиля» Александра Грина, которую мы увидели благодаря фильму «Господин оформитель» и услышали в полу-потусторонней музыке Сергея Курёхина, куклы-автоматы Гофмана, панночка Нина в «Вии» Гоголя. Примеров много. Получается, любовь и страх действительно гнездятся на одной ветке?
В развитии состояние страха переходит в страх за других и становится любовью к окружающим. Но путь этот извилист и труден, зачастую мы можем видеть как образы, продиктованные любовью, наполнены также и страхом, первобытным эгоистическим страхом потерять любовь, остаться в одиночестве, а значит лишиться и жизни.
Только избавившись от фобий и эмоциональных зависимостей, мы становимся бескорыстно любящими и по-настоящему свободными в любви.
Journal information